Восстановление (нарушение) речи после инсульта: методики, прогноз

  • Восстановление (нарушение) речи после инсульта: методики, прогнозВо время острого нарушения кровообращения происходит поражение различных областей мозга. В зависимости от поврежденной структуры, возникают нарушения функций организма. Чаще всего страдает речевой центр, что приводит к потере речи у человека после перенесенного им инсульта.Подобное возможно как при геморрагическом инсульте, когда к головному мозгу поступает избыточный объем крови, так и при ишемическом, когда кровоснабжение оказывается недостаточным. Отказ речи или афазия случается при поражении левого полушария и сопровождается параличом правой половины тела.Для удачного восстановления речи после перенесенного инсульта необходимо определить тип афазии и вызываемые ею поражения органов и тканей человека.
    • Тотальная или полная. Как правило, наблюдается непосредственно после геморрагического или ишемического инсульта. В этом состоянии человек не узнает близких, не понимает обращенную к нему речь, не может говорить.
    • Моторная. Возможность говорить есть, но дикция становится нечеткой из-за проблем с мимикой. При этом человек мыслит, все понимает, его мозговые центры не нарушены, но он не может внятно отвечать из-за паралича лицевых мышц, языка.
    • Сенсорная. В результате нарушения центра Вернике, отвечающего за распознавание речи, больной не может понять родной язык и воспринимает его как незнакомый.
    • Амнестическая. Речь после инсульта есть, но пациент время от времени забывает слова, названия предметов.
    • Семантическая. Человек понимает только короткие и простые речевые конструкции, сам говорит короткими предложениями, не в силах понять длинных фраз.

    В большинстве случаев упражнения для восстановления речи после инсульта приводят к возвращению речевых навыков, если и не в полном объеме, то в достаточном для общения. Но никто не даст гарантии, что процесс пойдет успешно. Это зависит от степени поражения мозга, условий, в которых оказался пострадавший, регенеративных способностей организма, решимости, воли к победе.

    Для достижения оптимальных результатов важно правильно оценить состояние пациента и, исходя из него, назначить программу восстановления больного после инсульта. Чем раньше были начаты мероприятия, тем больше шансов, что человек заново овладеет утраченной речью.

    Процесс этот может занять немало времени, но если по прохождении пяти – десяти лет возможность общаться не вернулась, то вероятность успеха практически исчезает.

    Простые проблемы с речью у человека с афазией обычно уходят через три – шесть месяцев занятий и упражнений.

    Восстановление (нарушение) речи после инсульта: методики, прогноз

    Для удачного восстановления больного после инсульта родственникам рекомендуется соблюдать следующие правила поведения:

    • постоянно давать человеку ощущение того, что он нужен, дорог, важен для вас;
    • поддерживать больного, демонстрировать уверенность в его скорейшем выздоровлении и желание помочь;
    • как можно чаще разговаривать с больным, вовлекая его в обсуждение семейной жизни;
    • включать любимую музыку пациента – она способствует пробуждению речевых импульсов, восстановлению речи после инсульта;
    • запастись терпением при выполнении упражнений, не выказывать раздражения при неудачах.

    Реабилитация может проводиться в домашних условиях, но только после осмотра врачом, определения степени повреждений мозга и составления индивидуального плана лечения.

    Начинать проводить упражнения можно через неделю после перенесенного инсульта при условии, что состояние больного стабилизировалось.

    В противном случае речью можно заняться позднее, в течение двухмесячного периода после нарушения мозгового кровообращения.

    Метод, используемый для восстановления больного после инсульта с потерей речевых навыков, зависит от стадии постинсультного периода. На раннем этапе используется:

    • фармакологическое лечение;
    • массаж;
    • занятия с логопедом.

    Специалист намечает программу действий еще в стационаре, но дальнейшим восстановлением речи больного занимаются его домашние.

    Восстановление (нарушение) речи после инсульта: методики, прогноз

    В постинсультный период больному назначаются препараты, позволяющие ограничить очаг поражения мозга, восстановить нормальное кровообращение, питание нервных тканей. Врач может назначить следующие лекарства:

    • ноотропы для стимулирования регенерации, помощи в восстановлении функции клеток мозга;
    • гипотензивные средства для купирования критического подъема артериального давления;
    • кроверазжижающие препараты, понижающие вязкость крови у человека, перенесшего инсульт, способствующие улучшению церебрального кровообращения;
    • диуретики для снятия отеков мозга.

    В ряде случаев для дополнительной стимуляции процессов восстановления могут назначаться мексидол, актовегин, глиатилин, цераксон.

    Любые лекарственные средства, хотя и снижают тяжесть нарушений мозга, но не способны самостоятельно вернуть речь пациенту. Препараты оказывают воздействие только в комплексе с упражнениями, назначенными логопедом.

    Восстановление (нарушение) речи после инсульта: методики, прогноз

    Вместе с нарушенной речью больные, перенесшие инсульт, сталкиваются с такими проблемами как:

    • нарушение жевательной функции;
    • слюнотечение;
    • обвисание щеки, уголка рта.

    Специальный массаж позволяет вернуть человеку с перенесенным недавно инсультом тонус лицевых мышц, восстановить мимику. После облегчения состояния будет проще выговаривать слова. Точки для массирования должен определить врач: он расскажет, какие участки лица необходимо тонизировать, какие расслабить. Действовать наугад в этом случае опасно – можно навредить.

    Помимо массажа лица назначается массаж языка, губ, щек, ушей, кожи головы, кистей рук. Это позволяет снять скованность мышц и улучшить речь.

    Восстановление (нарушение) речи после инсульта: методики, прогноз

    Работа логопеда крайне важна для восстановления речи после инсульта. Специалист на основании состояния пациента назначает подходящие упражнения. Сначала врач проводит занятия сам, объясняя родственникам особенности проведения тех или иных техник. Впоследствии родные будут заниматься с больным дома. Правила проведения упражнений по восстановлению речевых функций следующие:

    • задания надо выполнять от простых к более сложным;
    • необходимо хвалить больного при каждом, даже минимальном, успехе;
    • важно избегать переутомления;
    • частота занятий не должна превышать пять – десять раз в неделю.

    Назначенную логопедом программу по восстановлению речи надо периодически корректировать, основываясь на достижениях.

    Суть логопедической работы состоит в вовлечении разных областей мозга в процесс управления речью. Существуют разные комплексы, позволяющие восстановить речь после инсульта:

    • фонетические – для диагностики формы афазии, последующего улучшения контроля мимики, в первую очередь языка и губ. Больной повторяет за врачом отдельные звуки, слова, скороговорки;
    • семантические – для стимулирования активного мышления. Пациент должен продолжать предложения, ассоциативные ряды, вести диалоги на нейтральные темы;
    • наглядные – при наличии сенсорной афазии у человека применяются карточки с картинками, книжные иллюстрации, специальные пособия, побуждающие находить связи, последовательности;
    • творческие – включают в себя арт-терапию, пение, занятия музыкой.

    Важное условие – все логопедические тренировки должны проходить в спокойной, позитивной обстановке.

    Каждый раз перед началом логопедических упражнений рекомендуется проводить гимнастику для улучшения артикуляции и улучшения работы лицевой мускулатуры:

    • выдохнуть воздух через сложенные трубочкой губы, издав звук «У»;
    • слегка покусать сначала нижнюю, потом верхнюю губу (только при условии незначительной потери чувствительности);
    • улыбнуться, сохранив максимальную симметричность уголков губ;
    • свернуть язык в трубочку;
    • почмокать губами;
    • облизать губы, провести языком по небу;
    • медленно надувать и сдувать щеки.

    Такая разминка позволяет повысить качество последующих логопедических занятий.

    Призваны улучшить контроль над мимикой, языком, губами.

    Упражнения для языка:

    • высунуть язык, подержать несколько секунд;
    • высунуть язык, поднять к носу, подержать;
    • высунуть язык, направить к одному уголку рта, потом к другому;
    • водить кончиком языка по небу вперед-назад;
    • цокать языком;
    • прикусывать расслабленный язык;
    • облизывать губы справа налево и слева направо.

    Упражнения для губ:

    • сложить губы трубочкой и вытянуть;
    • улыбнуться, не разжимая губ;
    • поднять верхнюю губу, показав зубы, подержать несколько секунд;
    • надуть щеки, перекатывать воздух из стороны в сторону;
    • подуть сквозь расслабленные губы;
    • оттянуть губы пальцами вверх, вниз, в стороны;
    • чередование приподнятых и опущенных уголков губ.

    Упражнения для голоса:

    • произносить поочередно гласные на выдохе;
    • артикулировать как при произнесении «Ы» только без звука;
    • произносить гласные подряд с перетеканием одного звука в другой, с ударением в разных местах;
    • произносить согласные: сначала глухие поочередно и подряд, потом звонкие.

    Комбинации звуков для каждого человека логопед должен определить индивидуально.

    Упражнения для мимики:

    • поднимать, опускать, хмурить, расслаблять брови;
    • широко открывать, потом расслаблять рот;
    • надувать-сдувать щеки;
    • складывать губы как для поцелуя;
    • вытягивать язык в разные стороны;
    • двигать челюстью вправо, влево, по кругу.

    Восстановление (нарушение) речи после инсульта: методики, прогноз

    Физиотерапия

    Как восстановить речь после инсульта: восстановление с помощью упражнений, медикаментозных и народных средств

    В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр.

    Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт.

    Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.

    Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

    Почему нарушается речевая функция

    Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией.

    Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

    При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.

    Восстановление (нарушение) речи после инсульта: методики, прогноз Расстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсульта

    В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:

    • тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
    • сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
    • моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
    • амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
    • семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.

    Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?

    В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

    Восстановление речи после инсульта: занятия с логопедом

    В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е.

    после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего.

    После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.

    Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

    Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях.

    В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.

    Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.

    Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.

    Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

    Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

    1. Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
    2. Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
    3. Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
    4. Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.

    Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение.

    Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык).

    Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.

    На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

    В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

    Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.

    Восстановление (нарушение) речи после инсульта: методики, прогноз

    • Инсульт: 9 интересных фактов о недуге
    • Как улучшить и сохранить память
    • 8 мифов об арт-терапии

    Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

    Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.

    Восстановление (нарушение) речи после инсульта: методики, прогноз Гимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневно

    Упражнения, направленные на разработку губ:

    • максимальное вытягивание губ в трубочку;
    • захватывание одной губой другой, затем наоборот;
    • оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
    • широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.

    Упражнения для разработки языка:

    • максимальное высовывание языка из ротовой полости;
    • поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
    • облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
    • закругление языка назад как можно дальше;
    • движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.

    Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

    Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.

    Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

    Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.

    Дополнительные методы восстановления речевых нарушений

    Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.

    Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.

    Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.

    Восстановление (нарушение) речи после инсульта: методики, прогноз Чай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазии

    Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.

    Прогноз

    Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

    Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже.

    Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

    В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

    Детализированный прогноз выглядит следующим образом:

    • в отсутствие адекватного лечения шанс восстановления речевой активности после ее утраты в результате инсульта примерно равен 15%;
    • при тяжелой форме инсульта, но соблюдении полного комплекса терапевтических мер, шансы на полное восстановление возрастают до 55%, при инсульте средней тяжести – 75%, при легком инсульте – 90%.

    Поэтому ответ на вопрос «как восстановить речь после инсульта?» следующий: своевременно начать лечение, под контролем врача делать упражнения регулярно и упорно, набраться терпения и не бросать занятия, даже если результат не такой быстрый и явный, как ожидается.

    Видео

    Предлагаем к просмотру видеоролик по теме статьи.

    Восстановление (нарушение) речи после инсульта: методики, прогноз Никита Гайдуков Об авторе

    Образование: Студент 4 курса медицинского факультета №1 по специальности «Лечебное дело» Винницкого национального медицинского университета им. Н.И. Пирогова.

    Опыт работы: Медицинская сестра кардиологического отделения Тячевской районной больницы №1, генетик/молекулярный биолог в лаборатории Полимеразно-цепной реакции при ВНМУ им. Н.И. Пирогова.

    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

    Восстановление речи после инсульта: эффективная реабилитация в Москве по доступным ценам

    Речь играет одну из важнейших ролей в жизни человека. За речевой аппарат отвечают определенные зоны мозговой коры.

    Поражения структур головного мозга, к которым относится и острое нарушение кровообращения, приводят к серьёзным расстройствам. Одним из наиболее частых последствий инсультов различных форм является дисфункция речи.

    Именно ухудшение артикуляции часто становится первым признаком, позволяющим выявить сосудистый разрыв. Человек, у которого случился инсульт:

    • расставляет слова в неправильном порядке;
    • не может вспомнить названия предметов;
    • не понимает людей, которые к нему обратились;
    • не может выговорить некоторые звуки;
    • теряет способность ясно выражать свои мысли.

    Речевое нарушение носит долговременный характер, но поддается коррекции. Также бывают случаи, когда речь восстанавливается постепенно сама по себе. К сожалению, это происходит крайне редко, и пациенту не обойтись без реабилитации под присмотром врачей и близких.

    Восстановление (нарушение) речи после инсульта: методики, прогноз

    Почему нарушается речевая функция

    Неспособность человека после инсульта чётко говорить называется афазией. Это состояние является результатом:

    • разрыва нейронных связей;
    • тяжелого нарушения питания нейронов;
    • давления гематомы на нервные ткани.

    Исходя из сложности поражения, можно спрогнозировать, насколько быстро у пациента после инсульта восстановится речь. Обширность поражения также играет ключевую роль: чем она больше, тем сложнее афазия. Кроме того, к основным критериям, влияющим на восстановление артикуляции, относятся:

    • зона поражения;
    • своевременность лечения;
    • качество реабилитационных мер.

    Пациенты, а также их близкие, задаются вопросом, как восстановить речь после инсульта, особенно в случае её полной утраты. Прежде всего, лечение должно быть комплексным и проходить под строгим контролем медиков. Стратегия терапии определяется реабилитологом, невропатологом и логопедом, назначения которых основываются на конкретном виде речевого нарушения.

    Наталия Юрьевна Буканова

    логопед-дефектолог

    Согласно статистическим данным, в России регистрируется один из самых высоких показателей по заболеваемости инсультом. Ежегодно болезнь поражает 3 человека на 100 тысяч населения. Кроме того, инсульт занимает третье место в структуре смертности, уступая инфарктам и опухолевым образованиям.

    В 20% случаев у пациентов развивается стойкая нетрудоспособность, 60% становятся инвалидами, а у 10% утрачивается способность к самообслуживанию. Речевая дисфункция на фоне инсульта приводит к социальной дезадаптации. По статистике афазия регистрируется у 30-35% больных, дизартрия — у 15%.

    Опытные неврологи Юсуповской больницы проводят полный курс диагностических мероприятий, необходимых для выявления инсульта. Для этого используется современное медицинское оборудование: КТ, МРТ.

    Исследование проводятся как для первичного обследования, так и с целью динамического наблюдения за лечением. Терапия подбирается в зависимости от состояния. Индивидуальный подход к каждому пациенту позволяет сократить сроки пребывания в стационаре и ускорить восстановление.

    С больными Юсуповской больницы проводят занятия опытные инструкторы ЛФК и массажисты.

    Разновидности речевых расстройств

    Когда в головном мозге происходит разрыв сосуда, в первую очередь нарушаются речевые функции. При кровоизлиянии появляются различные нарушения артикуляции. Кроме афазии, существуют и другие виды дисфункции речи:

    Афазия после инсульта

    Исходя из глубины повреждения, выделяют следующие виды:

    1. Тотальная. Наиболее сложная форма афазии. Характеризуется полным отсутствием речевых способностей. В таком состоянии пациент находится на грани потери сознания и не узнает близких людей.
    2. Сенсорная. Центр Вернике отвечает за способность человека распознавать речь. Его поражение приводит к сенсорной афазии. После инсульта пациент воспринимает родной язык как абсолютно для него чужой, и не узнаёт ни одного слова.
    3. Моторная. Больной с такой афазией всё понимает, но его дикция нечеткая, а речь после перенесённого инсульта представлена набором звуков.
    4. Амнестическая. Нарушение памяти — основной симптом данной афазии. Человеку трудно назвать предметы вокруг себя, большинство слов он просто не помнит.
    5. Семантическая. К пациенту с подобной афазией необходимо обращаться максимально коротко и незамысловато, так как он не воспринимает длинные предложения с различными оборотами.
    6. Динамическая. Больной не просто не может произносить длинные предложения, но также испытывает трудности с построением фраз. Его мысли спутаны и всё сказанное им кажется бессмысленным.

    Определение того или иного вида афазии очень важно, так как каждая из форм требует специальной тактики и стратегии лечения. Но даже при правильной реабилитации, длительность восстановления речи после инсульта индивидуальна, и назвать точное время невозможно.

    Дизартрия после инсульта

    Также дисфункция речи после инсульта проявляется в виде дизартрии, обусловленной нарушением подвижности мышц речевого аппарата. Нередко данное расстройство сопровождается проблемами с глотанием и дыханием. Бывают также очень тяжелые случаи, при которых речедвигательные мышцы полностью парализованы. Такое состояние называется анартрией.

    Для данного расстройства речи после инсульта характерны следующие симптомы:

    • затрудненная подвижность органов артикуляции;
    • неразборчивая и смазанная речь;
    • звуковые искажения;
    • неплавная речь с запинаниями;
    • замедленный или напротив ускоренный темп речи;
    • изменения тембра голоса;
    • бедные интонации, монотонность;
    • тенденция пациента гримасничать.

    Существует несколько форм данной дисфункции речи. Каждая из них обусловлена конкретной локализацией мозгового повреждения, а также обширностью кровоизлияния или размером гематомы.

    Если у пациента после инсульта наблюдается дизартрия, то восстановление речевой функции происходит с помощью логопеда. Специалист устанавливает форму нарушения и составляет программу упражнений, процедур и массажа.

    Диспраксия после инсульта

    Расстройство, при котором речевая дисфункция после инсульта вызвана нарушением движения и координации мышц, позволяющим воспроизводить звуки, называется диспраксией. В отличие от дизартрии, при которой наступает паралич, в случае диспраксии мышцы остаются подвижными. Нарушается только последовательность их работы, что и мешает пациенту правильно выговаривать звуки.

    Как восстановить речевые способности после инсульта

    После перенесенной болезни больной учится общаться заново. Возвращение утраченной после инсульта речи — трудоёмкий и длительный процесс, требующий разностороннего воздействия. Реабилитация должна представлять собой комплексное лечение, которое включает в себя разнообразные восстановительные мероприятия.

    Одну из главных ролей в процессе приобретения утраченных речевых способностей играет раннее обращение к врачу. Помощь пациенту должна быть оказана в первые часы после инсульта. Также важно установить, какие именно речевые аспекты были повреждены.

    Специалист должен провести диагностические тесты, на основе которых делает заключение.

    Реабилитационные методы улучшения речи после кровоизлияния в мозг представлены:

    • приёмом определённых лекарств;
    • упражнениями, позволяющими восстановить произношение;
    • логопедической терапией;
    • дополнительными мерами: хирургическими операциями, физиотерапией, массажем.

    Успех реабилитации зависит также от общей обстановки, в которой пребывает пациент. Ему необходима умиротворенная атмосфера, вдали от шума и резких звуков. Стрессы и беспокойства только замедлят ход выздоровления.

    Способствовать реабилитационному процессу также должны родные пациента и близкие ему люди. С больным нужно постоянно общаться, даже если первое время он вообще не может ответить.

    Решительный настрой и упорство также должны присутствовать у самого пациента. Однако, очень важно, чтобы реабилитация речи после инсульта была систематизированной. Работать нужно интенсивно, но при этом не перенапрягаясь.

    План процедур, занятий, их длительность и интенсивность определяются специалистами.

    Полезные упражнения

    Частично и даже полностью восстановить речь после инсульта можно с помощью ряда полезных упражнений. Они назначаются всем пациентам вне независимости от формы афазии. Занятия призваны улучшить функционирование мышечного аппарата, принимающего участие в произношении. В комплекс входят различные виды зарядки для губ, языка и челюстей:

    1. Проведите по губам языком сначала в одну, затем в другую сторону.
    2. Напряжение и расслабление языка. Попытайтесь прикоснуться его кончиком к верхнему нёбу, верните в исходное положение и расслабьте.
    3. Сворачивайте губы трубочкой как будто хотите поцеловать кого-то и удерживайте их в таком состоянии в течение нескольких секунд.
    4. Облизывайте губы языком, двигая им по кругу, поочередно меняя направление (снизу-вверх и сверху-вниз).
    5. Вытягивайте голову и шею вперед, открыв при этом рот и выдвинув язык.     
    6. Щёлкайте языком о твёрдое небо, имитируя звук скачущей лошади.
    7. Сомкните губы и попытайтесь растянуть их в улыбке, показав при этом зубы. Затем постарайтесь снова улыбнуться, но на сей раз не размыкая губ и не показывая зубов.
    8. Чтобы улучшить произношение шипящих согласных звуков, произносите каждый из них, максимально выдвигая язык вперёд.
    9. Растягивайте гласные звуки, пытаясь артикулировать как можно правильнее.

    Существует большое количество подобных упражнений, которые можно выполнять как самостоятельно, так и при участии педагога.

    Для эффективного восстановления речи после инсульта, такой зарядкой необходимо заниматься несколько раз в день, по 5–10 подходов за один сеанс.

    Для выполнения данных упражнений нет ограничений: они будут полезны для всех пациентов с речевыми расстройствами после инсульта.

    Помощь логопеда после инсульта

    На ранних стадиях реабилитации речи после инсульта логопед обязательно присутствует на каждом сеансе, помогая больному с упражнениями и контролируя правильность их выполнения.

    При успешном восстановительном процессе, в дальнейшем пациент может выполнять их самостоятельно. Хотя многим людям, перенёсшим инсульт, показана также групповая логопедическая терапия.

    Чтобы она дала эффект, необходимо точно придерживаться рекомендаций специалиста и ответственно подходить к занятиям.

    Методика логопедической терапии выбирается, исходя из обследования пациента. Врач проверяет реакцию больного на громкость речи, а также способность оценивать и понимать её. Для восстановления артикуляции логопед вовлекает разные структуры мозга. Логопедические упражнения делятся на:

    1. Фонетические — направлены на улучшение иннервации и подвижности мимических мышц.
    2. Семантические — представляют собой ряд манипуляций, целью которых является активизация мышления больного. Например, ему необходимо продолжить фразу или вступить с логопедом в импровизированный диалог на определенную тематику.
    3. Наглядные — метод иллюстраций. С помощью картинок пациент учится находить соответствующие связи и последовательности.
    4. Творческие — пение, арт-терапия, обучение игре на музыкальных инструментах (особенно полезна игра на губной гармошке).

    Впоследствии сеансы могут проводить и близкие пациенту люди. Для этого им понадобится много терпения и выдержки. Очень важно чтобы они грамотно организовали лечебный процесс и смогли вовлечь в него пациента с максимально дружественным и позитивным настроем, поддерживали его, подмечали успехи и хвалили больного за хорошие результаты.

    Медикаментозное лечение

    Одной из главных составляющих в реабилитации речи после инсульта является медикаментозная терапия. Врачи применяют различные группы препаратов, среди которых:

    1. Антидепрессанты, призванные бороться со стрессом и грустным настроением.
    2. Седативные препараты, которые снимают эмоциональное напряжение, облегчают процесс естественного засыпания.
    3. Нейропротекторы, сохраняющие строение нейронов и восстанавливающие их функциональность.
    4. Антикоагулянты для предупреждения образования тромбов и разжижения крови.
    5. Ноотропы применяются для того, чтобы улучшить память пациента, а также мышление и восприятие информации.

    Важную роль в реабилитации речи играет хорошее мозговое кровообращение. Инсульт ухудшает работу мозговых клеток, поэтому медикаментозная терапия включает препараты, стимулирующие их функционирование.

    Через сколько восстанавливается речь

    Реабилитация речевых функций обычно начинается через неделю после разрыва сосуда в мозге при условии, что состояние пациента стабильно.

    Однако бывают ситуации, когда больной не способен приступить к упражнениям даже спустя месяц. Так или иначе восстановительную терапию следует начать не позднее, чем через два месяца.

    В противном случае вернуть утраченные способности будет гораздо труднее.

    Как правило, реабилитационный процесс протекает медленно и постепенно. В зависимости от афазии, на восстановление речи могут уйти дни, недели и месяцы. Иногда артикуляция возвращается рывками — человек в течение долгого промежутка времени не демонстрирует результатов, но внезапно речь резко улучшается.

    Точный прогноз касательно времени восстановления речи после инсульта дать очень сложно. Реабилитация представляет собой поэтапный процесс с четкой последовательностью.

    Продолжительность каждого этапа варьируется и является индивидуальной для всех пациентов. В среднем максимальное улучшение речевых способностей наблюдается в первые полгода после болезни.

    Весь восстановительный период продолжается от трёх до пяти лет.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *